1. Автомобили Subaru Forester
2. Инструкция по эксплуатации
3. Текущее обслуживание
4. Двигатель
5. Системы охлаждения, отопления
5.0 Системы охлаждения, отопления
5.1 Спецификации
5.2 Антифриз - общие сведения
5.3 Проверка исправности функционирования и замена термостата
5.4 Снятие и установка вентилятора системы охлаждения
5.5 Обслуживание, снятие и установка радиатора системы охлаждения
5.6 Снятие и установка наполнительного бачка (модели с турбонаддувом)
5.7 Снятие, проверка и установка водяного насоса
5.8 Система отопления и вентиляции салона - общая информация
5.9 Снятие и установка отопителя
5.10 Снятие и установка вентилятора отопителя
5.11 Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха
6. Системы питания и выпуска
7. Электрооборудование двигателя
8. Системы управления двигателем
9. Коробка переключения передач
10. Сцепление, трансмиссионная линия
11. Тормозная система
12. Подвеска и рулевое управление
13. Кузов
14. Бортовое электрооборудование
Ссылки на другие сайты
|
Все автомобили »
Subaru Forester (Субару Форестер)
.
5.0 Системы охлаждения, отопления
Системы охлаждения, отопления
Система охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос центробежного типа закреплен на левом
полублоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный
тракт последнего. Привод водяного наоса осуществляется от коленчатого вала тыльной
стороной газораспределительного ремня.
Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке. Проложенные
в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное
охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих
втулок выпускных клапанов.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях без турбонаддува
|
1 —
Радиатор
2 — Правый полублок
3 — Рубашка охлаждения правого полублока
4 — Левый полублок
5 — Рубашка охлаждения левого полублока
6 — Водяной насос
|
7 —
Термостат
8 — Правая головка цилиндров
9 — Левая головка цилиндров
10 — Теплообменник отопителя салона
11 — Электромагнитный клапан системы стабилизации
оборотов холостого хода (IAC)
12 — Дроссельная заслонка
|
Схема циркуляции охлаждающей жидкости на моделях с турбонаддувом
|
1 —
Радиатор
2 — Правый полублок
3 — Рубашка охлаждения правого полублока
4 — Левый полублок
5 — Рубашка охлаждения левого полублока
6 — Водяной насос
7 — Термостат
8 — Правая головка цилиндров
|
9 —
Левая головка цилиндров
10 — Теплообменник отопителя салона
11 — Электромагнитный клапан системы стабилизации
оборотов холостого хода (IAC)
12 — Дроссельная заслонка
13 — Турбокомпрессор
14 — Наполнительный бачок
15 — Расширительный бачок
16 — Маслоохладитель
|
На моделях без турбонаддува система охлаждения с момента запуска двигателя проходит
через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей
жидкости не поднялась выше 76 °С, она циркулирует по малому кругу из рабочего
контура которого исключен радиатор; при температуре 76 ÷ 80 °С термостат
открывается и в контур циркуляции включается радиатор; по достижении температурой
охлаждающей жидкости значения 95 °С срабатывает термочувствительный датчик-выключатель,
обеспечивающий срабатывание вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым
дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования
теплообменника радиатора. На моделях с турбонаддувом при остановке двигателя после
работы его на высоких оборотах образовавшийся в рубашке охлаждения турбокомпрессора
пар выпускается в наполнительный бачок, где происходит его конденсация и возврат
в рабочий тракт системы охлаждения через расширительный бачок.
Воскозаполненный термостат встроен во впускной патрубок водяного насоса и контролирует
рабочую температуру двигателя в процессе его разогрева. В первые минуты после
запуска холодного двигателя термостат остается закрытым, предотвращая тем самым
циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. По мере приближения температуры
двигателя к нормальному рабочему значению, клапан термостата постепенно открывается,
подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную интенсивность
теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Схемы функционирования системы охлаждения
Схема функционирования системы охлаждения на моделях без кондиционера
воздуха
Схема функционирования системы охлаждения на моделях c кондиционером
воздуха
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в
себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
На моделях с турбонаддувом устанавливается радиатор без заливной горловины.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери
рабочего тела.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью
приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой
охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/кондиционера
воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая
жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему
кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой
заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом
салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый
в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор,
расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке
двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный
редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой
рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток
тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного
значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента
в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается
и поступает обратно в испаритель.
|
|